Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и социальной адаптации у подростков. (В.В. Арно)

Для слабовидящих:

Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и социальной адаптации у подростков.

Уделяя внимание высоким темпам роста распространенности Глобальной Сети в России можно сказать, что изучение взаимосвязи интернет-аддикции с социальной адаптацией подростков является актуальной проблемой на сегодня, особенно, если принять во внимание тот факт, что она исследована недостаточно. Противоречивость данных научных исследований о позитивной и негативной роли интернета, большой разброс данных об интернет зависимости, все это требует дальнейшего исследования различных аспектов этой проблемы.

В основном в группу риска попадают подростки, у которых возникают проблемы при взаимодействии с людьми, социофобия. В этом случае необходимо, чтобы психолог помог устранить боязнь общения у подростка, проработал с ним над снижением отрицательных эмоций, развитием навыков эмоционального самоконтроля в общении, повышении уровня коммуникативных навыков и коррекцией самооценки. К группе риска также относятся подростки, чья «социальная сеть» и ее «замкнутость» находится на низком уровне, в этом случае родителям и психологу необходимо проводить мероприятия на расширение сферы социального взаимодействия подростка, развитие социальной активности и побуждение интереса к себе и окружающим, тренинги на создание и закрепление позитивного образа поведения. В случае если у ребенка маленькое число социальных поддержек, а также отсутствуют доверительные связи, следует проводить с ним упражнения, направленные на формирование чувства доверия, уверенности в себе и на развитие толерантности. Родителям же необходимо создать доверительную атмосферу в семье. Если количество сфер деятельности подростка ограничивается одной, и эта сфера общения очень маленькая, родителям следует создать условия для подростка, чтобы он нашел себе группу сверстников, в которой он будет развиваться, а также помочь найти ему учреждение дополнительного образования, где он будет взаимодействовать с новыми людьми.

Для современных детей взаимодействие посредством Интернета стало настолько важным и неотъемлемым, что стало приводить к серьезным проблемам с зависимостью от Сети и, следовательно, с социальной дезадаптацией. Специалистам в области психологии необходимо продолжать проводить исследования взаимосвязи интернет-зависимости и других феноменов, в том числе и социальной адаптации подростков, с целью разработки более валидных методик с четкими критериями «болезни» и оказания необходимой помощи подросткам на этом жизненном этапе.

В.В. Арно