Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Иванова С.А.

Учитель-логопед

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района

                                    ВАШ РЕБЕНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ

Вы замечаете, что ребенок:

  • быстро утомляется при чтении
  • долго вглядывается в текст
  • путает близкие по написанию или звучанию слова
  • неправильно произносит звуки
  • забывает буквы
  • не соблюдает направление чтения
  • забывает начало слова/фразы
  • не понимает смысла прочитанного
  • очень, очень медленно читает…

Это повод обратиться к специалисту. Для начала нужно исключитьфизиологические причины: нарушение зрения (окулист), снижение слуха (ЛОР), последствия травм (невролог) и т.п. Так же, часто «неуспехи» в первом классе связаны с незрелостью, неготовностью к учебной деятельности (психолог) и особенностями характера-ребенок флегматик. Если все вышеперечисленное не относится к вашему ребенку то, здесь возможны причины логопедического характера: нарушение звукопроизношения, нарушение фонематических процессов, зрительно-пространственные нарушения, нарушения процессов анализа и синтеза, скудный словарный запас. Все это сможет выявить учитель-логопед на индивидуальной консультации в ЦППРК и скорректировать на групповых занятиях по разработанной специалистами центра программе.

Ваши действия, если у ребенка нарушен процесс чтения (дислексия) или ему просто требуется квалифицированная помощь.

Обратиться за помощью к специалистам ЦППРК
  • учитель-логопед
  • педагог-психолог
  • врач-невролог
  • врач-психотерапевт
Заниматься самостоятельно или со специалистами других учреждений Положиться на авось и упустить драгоценное время

Рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком:

  • исправлять звукопроизношение (артикуляторная гимнастика, специальная литература по постановке и автоматизации поставленных звуков)
  • развивать фонематические процессы (различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, сходности произношения), определять наличие заданного звука в слове, его места, заменять на другой заданный, находить лишние и недостающие звуки/слоги в слове, составлять слова из первых звуков нескольких слов (картинки/предметы), определять количество слогов, правильно ставить ударение, слушать красивую речь (аудио книги и спектакли, стихотворные тексты в исполнении чтецов, родителей, если у них правильная речь)
  • развивать зрительное внимание, ориентацию в пространстве и на листе бумаги, алгоритм действий (составлять маршрут к школе на бумаге и устно, расставлять в определенной последовательности разноцветные фишки/палочки, в прямой и обратной последовательности называть дни недели, месяцы, числа, имена друзей/родственников, находить и вычеркивать определенный знак/букву из ряда других, находить слова в ряду букв «Телеграф», находить отличия между двумя «одинаковыми» картинками, искать спрятавшиеся предметы на картинке, следить за текстом, который читает мама и называть пропущенные слова и т.п.
  • выучить алфавит (развесить по всей квартире буквы алфавита и играть в «найди клад», «собери слово», вырезать буквы из разных материалов (кожа, наждачная бумага, бархатная бумага и др.), трогать и угадывать с закрытыми глазами, искать буквы среди схожих по начертанию, складывать разрезанные буквы и пр.)
  • тренировать технику чтения (слоговые таблицы, короткие стихи, распространение предложений, увеличение на одно слово в каждой строчке, чтение басен и коротких текстов, чтение по очереди с мамой)

Рекомендуемая литература:

Цуканова С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы.

Цуканова, Гетц  Я учусь говорить и читать. (3 альбома)

Куликовская Т.А. Тренажер по чтению. Выпуски 1-4.

Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. (и другие книги автора)

Миронова Н. Развиваем фонематическое восприятие. (2 альбома)

Коноваленко В.В. Игротека речевых игр. Выпуски 8 и 9. (и другие книги автора)

Игры:  Словопрятки. Занимательные игры со словами для развития речи. 7-10 лет.

Играем и читаем. Обучение грамоте. Игры с карандашом. Серия «Проверяй-ка»

 изд-во «АЙРИС-пресс»

300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но еще не читают.

Литературы на заданную тему очень много, знакомьтесь с аннотацией, содержанием и отзывами родителей и учителей, выбирайте то, что подойдет вашему ребенку.

ЧТЕНИЕ

-необходимый для обучения и развития процесс. Плохое чтение тормозит восприятие всех предметов школьной программы!

Яндекс.Метрика