Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Особенности тонких моторных функций у детей с нарушениями речи, Автор: Поповиченко Т. В., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района г. Санкт- Петербурга

Развивающиеся технологии формируются на основании знаний о том, что главным двигательным центром является кора головного мозга.  В прогрессе функций мозга ребенка на первых годах жизни большая роль принадлежит двигательному анализатору. Движение рассматривается как важнейший фактор в развитии обобщающей функции мозга[1, 2].

Исследования Р. М. Фрумкиной показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга. Исследования показывают, что развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук [4]. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка. Развитие все более тонких движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений отражают не только совершенствование функций руки, но усложнение аналитике - синтетической деятельности мозга [1, 2, 3].

Исследованиями установлено:

- около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;

- движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускорение развития речи ребенка [2].

В исследованиях Н.А.Бернштейна отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

- крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

- мелкая моторика кистей рук. В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи, с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и прочее. Усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его [1].

В статье представлены материалы по изучению развития тонких моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первоначально была проведена диагностика речевого развития дошкольников с целью выявления экспериментальной и контрольной групп.

В исследовании приняли участие 48 дошкольников 6 - 6,5 лет, посещающих МБДОУ № 7 комбинированного вида и МБДОУ № 16 (г. Петропавловск-Камчатский). Исследование проходило с октября 2012г. по апрель месяц 2013г. Оно проводилось индивидуально с каждым ребёнком.

Обследование речевого развития проводилось на основе отдельных заданий, разработанных нами, на основе методических рекомендаций по изучению звукопроизношения (Г. В. Чиркина), состояния словарного запаса (Р. И. Лалаева), изучению грамматического строя речи (словоизменение): изменение слов по падежам; образование существительных (в им. падеже единственного числа во множественное число); согласование прилагательных и существительных в единственном числе (Р.И. Лалаева).

После проведённого исследования были выделены две группы детей – контрольная и экспериментальная группы:

1 группа – экспериментальная, в которую вошли дети с общим недоразвитием речи (24 дошкольника). У детей этого уровня был значительно снижен словарный запас, наблюдались нарушения грамматического строя речи.

2 группа – контрольная, состоящая из детей без речевых нарушений (24 дошкольника). Дети этой группы выполняли все задания на высоком уровне.

На основании анализа полученных данных сделаны выводы о степени сформированности  звукопроизношения. У обследуемых выделены 3 уровня состояния звукопроизношения: высокий (41,7% детей), средний (8,3%) и низкий (50%).

В результате обследования словарного запаса старших дошкольников выявлены: высокий (50% детей), средний (16,6%), низкий уровень (33,3%).

В результате исследования грамматического строя речи дошкольников выделены: высокий (50% детей), средний (20,8%), низкий (29,2%).

По результатам данного обследования дети условно были разделены на 2 группы:

1 группа -24 дошкольника с высоким и средним уровнем развития звукопроизношения и высоким уровнем развития грамматического строя речи –контрольная группа с нормальным речевым развитием;
2 группа – 24 дошкольника с низким уровнем развития звукопроизношения и грамматического строя речи –экспериментальная группа. Ее составили дети с ОНР.

Также было проведено обследование моторного компонента и дан сравнительный анализ полученных результатов. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования тонкой моторики дошкольников

 

Статическая координация движений

Динамическая координация движений

Уровень выполнения

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР

Высокий

83,4%

33,3%

16,7%

0 %

Средний

16,6%

33,3%

50%

33,3%

Низкий

0 %

33,3%

33,3%

66,6%

  

Исследование показало, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют свои особенности развития моторного компонента, который отличается по своей структуре от развития у детей с нормой речевого развития.

На основание полученных результатов строилась коррекционно-логопедическая работа с детьми. Представим ее кратко.

В группе, где проводилась коррекционная работа, был подобран разнообразный дидактический материал: разнообразные пирамидки и кольцебросы, игры для формирования навыков шнуровки и т.п. Родители принесли цветные клубочки ниток для перематывания с одного клубка на другой. В свободное от занятий время мы учили детей нанизывать бусы, крупный бисер, пуговицы. Так же нами, совместно с родителями, было изготовлено пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков; наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков. Во время игр мы использовали наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь); деревянные игрушки (собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд, дом), мозаики по возрастающей сложности.

Занятия проводились систематически. Для улучшения мелкой моторики с детьми проведены занятия по составлению фигурок из палочек. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета, сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков), сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку, самому придумать и сложить фигурку.

Работа с детьми проводилась в тесной взаимосвязи с развитием речи, что способствовало ее развитию. Проведенное исследование показало значительную динамику развития тонкой моторики рук у детей экспериментальной группы, которую составили дети с общим недоразвитием речи.Исследование показало, что при целенаправленных, скоординированных действиях всех специалистов существует объективная возможность значительно расширить потенциал развития моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  2. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория, 2006.
  3. Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильно    артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стёртой формой    дизартрии.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
  4. Фрумкина Р.М.Психолингвистика  - М.: Академия, 2001.

Автор: Поповиченко Т. В., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района г. Санкт- Петербурга

Яндекс.Метрика