Развитие графомоторных навыков младших школьников в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Для слабовидящих:

Развитие графомоторных навыков младших школьников в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Н.Б. Кузьмина Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

У детей с тяжелыми нарушениями речи существуют трудности в овладении письмом, обусловленные тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова несовершенен. Навык письма у этих детей образуется на базе других недостаточно сформированных навыков, таких как оптико-пространственные представления, зрительно-двигательные навыки, звукопроизносительные.

Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации регуляции движений. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком.

Чтобы все этапы становления письма (аналитический, синтетический, этап автоматизации) были успешно освоены детьми с нарушениями речи, учитель-логопед включает в работу по учебным программам специальные приемы и методы обучения.

На своих занятиях я обязательно использую приемы самомассажа пальцев и кистей рук. Это помогает снять излишнее мышечное напряжение или, наоборот, вызвать необходимое напряжение ослабленных мышц. Серия движений пальчиковой гимнастики способствует освоению сложно координированных движений, развитию способности плавного переключения с одного движения на другое, умению контролировать собственное выполнение этих движений. Впоследствии этот контроль выполнения будет переноситься на письмо. Преодоление специфических оптических нарушений письма не может быть успешным без включения в занятия заданий, способствующих развитию зрительного внимания и памяти, уровня понимания оптико-пространственных отношений. Поэтому в занятия на начальном этапе я обязательно включаю задания, выполнение которых предполагает развитие умений классифицировать предметы по форме и величине, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Очень важно на этом этапе привлечь внимание детей к графическим нормам в интересной, порой неожиданной для них, форме. Уровень развития графомоторных навыков еще не позволяет включать в занятия привычные нам прописи, требующие многочисленных повторов упражнений чистописания, ведь это как раз то, что у этих детей получается хуже всего на данном этапе. Использование на занятиях разных инструментов письма позволяет детям почувствовать разный ритм письма, развить силу нажима или уменьшить скованность тонких движений руки. Часто у детей, имеющих проблемы с письмом, вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. На письме возникают такие ошибки, как несоответствие размеров элементов букв. Нередко и движения всей руки становятся настолько скованными, что не позволяют легко перемещать руку вдоль строки, возникают колебания наклона и высоты букв. Чередование выполнения определённых специальных упражнений такими инструментами, как кисть, двойной карандаш, металлическое перо, маркер помогает раскрепощению движений руки. Другие упражнения этими же инструментами позволяют развить точность движений.

Зачастую дети с недостаточно развитыми графомоторными навыками видят свои оптические ошибки письма, но не знают, как их преодолеть. Это вызывает неуверенность в своих возможностях, тревогу, другие вторичные психологические нарушения. Безотрывное и плавное воспроизведение каллиграфических упражнений повышенной сложности таким инструментом, как перо, позволяет в дальнейшем чувствовать большую уверенность при выполнении письменных работ обычной шариковой ручкой.

Кинезиологические упражнения являются важнейшим составляющим элементом логопедических занятий с младшими школьниками. Такой прием, как рисование двумя руками одновременно, позволяет развивать межполушарное взаимодействие. Рисунки, выполняемые детьми, постепенно усложняются. Эти рисунки выполняются сначала фломастерами, маркерами, затем простыми карандашами и ручками. Используется и различный формат бумаги.

Такие сложно координированные произвольные движения, как письмо обеспечиваются совместной деятельностью различных мозговых структур. Включение в систему коррекционной работы упражнений по развитию координации движения руки с дыханием позволяет совершенствовать навыки письма. Дыхательные упражнения, сопровождаемые письмо, помогают научиться правильно распределять дыхание, укрупнять движения руки за один импульс, дают возможность безотрывно и плавно писать за один прием большее количество букв.

Младшим школьникам с нарушениями письменной речи необходима направляющая коррекционная помощь, так как формирование графических навыков – длительный и сложный процесс, изменение неправильно сформированного двигательного навыка письма требует много сил и времени.