Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекционной работы с детьми в рамках программы «Гимнастика мозга».
Поповиченко Татьяна Витальевна
учитель-логопед
ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района
г. Санкт- Петербурга
В современной системе человекознания развивается, особое холистическое психолого–педагогическое направление, изучающее движение - образовательная кинезеология. Она представляет собой учение о развитии ребёнка через естественные физические движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.Движение рассматривается как важнейший фактор в развитии интегративной функции мозга [1, 2].
Исследования Р. М. Фрумкиной показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга [3]. В исследованиях Н.А. Бернштейна отмечается, что моторику можно условно разделить на три относительно самостоятельных вида, которые имеют свои особенности развития:
- крупная моторика - моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;
- мелкая моторика кистей рук
- артикуляционная моторика [1].
В статье представлены материалы об образовательной кинезеологии, как наиболее экологичной психолого-педагогической технике по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены.
Существует довольно много хорошо разработанных упражнений, получивших собирательное название «Гимнастика мозга». Это удобный и надёжный материал не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач. Программа «Гимнастика Мозга» является основной частью образовательной кинезеологии. В 1993 г. Программа Пола и Гейл Деннисонов по Гимнастике Мозга получила широкую известность - она заняла 3 место в конкурсе «Выдающихся современных образовательных технологий США», а её создатель получил награду «Дельта Каппа Фи» от Калифорнийского Университета. Эта программа на протяжении последних лет активно используется психологами во всём мире. Многолетняя практика применения упражнений гимнастики мозга в России показала, что достигается полное устранение или значительное исправление различного вида сложностей в освоении учебного материала, хронических стрессовых состояний, нарушений зрения, слуха, координации движений, проблем речевого развития.
Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребёнка так и взрослого. Их выдающееся открытие в области интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.
- Первый тип- это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную правой и левой сторонами). Они активизируют действие нейрофизиологических механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, «интеграцию мысли и движения».
- Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаковую опосредованную деятельность. Он требует значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведёт к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения – этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий [4].
В настоящее время вся система образования и обучения построена на развитие логического мышления и интеллекта, за которое отвечает левое полушарие головного мозга. Тем самым недооценивается роль воображения, образного мышления, интуиции, чувств.
В спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга в обработке информации, в выработке новых знаний, в принятии решений. Но во время стресса эта способность может быть утрачена и в этот момент работает только одно полушарие - ведущее. Упражнения гимнастики мозга способствуют развитию гибкости мышления за счёт гармоничной работы обоих полушарий. вне зависимости от стрессовых факторов, взаимодействия логики и интуиции, интеллекта и творческого мышления.
Программа «Гимнастика Мозга»позволяет сбалансировать работу обоих полушарий. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям). Упражнения направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций, например, координация «рука- глаз», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании и т.п.[5].
Опыт работы с малыми группами детей по коррекции дисграфии с использованием элементов этой программы показал положительную динамику психофизиологических процессов: повышение концентрации и устойчивости внимания (на 10 %), улучшение координации мелких и крупных движений (в среднем на 15%), уменьшение времени выполнения заданий (на 15%). Следует отметить существенное улучшение настроения, повышение активности, снижение тревожности обучающихся. Повысилась групповая сплочённость.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности программы «Гимнастика Мозга» при коррекционной работе с детьми как дошкольного, так и школьного возраста. Выполнять движения гимнастики мозга можно на работе и в классах, перед уроками, спортивными занятиями, экзаменами, со взрослыми, школьниками и дошкольниками. Положительные результаты занятий заметны практически сразу и возрастают в динамике занятий.
Список литературы