Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
joomla menu not working

Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекционной работы с детьми в рамках программы «Гимнастика мозга».

Поповиченко Татьяна Витальевна

учитель-логопед

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района

г. Санкт- Петербурга

В современной системе человекознания развивается, особое холистическое психолого–педагогическое направление, изучающее движение - образовательная кинезеология. Она представляет собой учение о развитии ребёнка через естественные физические движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.Движение рассматривается как важнейший фактор в развитии интегративной функции мозга [1, 2].

Исследования Р. М. Фрумкиной показали, что физиологическая роль ритмических движений заключается в их неспецифическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга [3]. В исследованиях Н.А. Бернштейна отмечается, что моторику можно условно разделить на три относительно самостоятельных вида, которые имеют свои особенности развития:

 - крупная моторика - моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

 - мелкая моторика кистей рук

 - артикуляционная моторика [1].

В статье представлены материалы об образовательной кинезеологии, как наиболее экологичной психолого-педагогической технике по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены.

Существует довольно много хорошо разработанных упражнений, получивших собирательное название «Гимнастика мозга». Это удобный и надёжный материал не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач. Программа «Гимнастика Мозга» является основной частью образовательной кинезеологии. В 1993 г. Программа Пола и Гейл Деннисонов по Гимнастике Мозга получила широкую известность - она заняла 3 место в конкурсе «Выдающихся современных образовательных технологий США», а её создатель получил награду «Дельта Каппа Фи» от Калифорнийского Университета. Эта программа на протяжении последних лет активно используется психологами во всём мире. Многолетняя практика применения упражнений гимнастики мозга в России показала, что достигается полное устранение или значительное исправление различного вида сложностей в освоении учебного материала, хронических стрессовых состояний, нарушений зрения, слуха, координации движений, проблем речевого развития.

Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребёнка так и взрослого. Их выдающееся открытие в области  интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

- Первый тип- это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную правой и левой сторонами). Они активизируют действие нейрофизиологических механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, «интеграцию мысли и движения».

- Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаковую опосредованную деятельность. Он требует значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведёт к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения – этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий [4].

В настоящее время вся система образования и обучения построена на развитие логического мышления и интеллекта, за которое отвечает левое полушарие головного мозга. Тем самым недооценивается роль воображения, образного мышления, интуиции, чувств.

В спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга в обработке информации, в выработке новых знаний, в принятии решений. Но во время стресса эта способность может быть утрачена и в этот момент работает только одно полушарие - ведущее. Упражнения гимнастики мозга способствуют развитию гибкости мышления за счёт гармоничной работы обоих полушарий. вне зависимости от стрессовых факторов, взаимодействия логики и интуиции, интеллекта и творческого мышления.

Программа «Гимнастика Мозга»позволяет сбалансировать работу обоих полушарий. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям). Упражнения направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций, например, координация «рука- глаз», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании и т.п.[5].

Опыт работы с малыми группами детей по коррекции дисграфии с использованием элементов этой программы показал положительную динамику психофизиологических процессов: повышение концентрации и устойчивости внимания (на 10 %), улучшение координации мелких и крупных движений (в среднем на 15%), уменьшение времени выполнения заданий (на 15%). Следует отметить существенное улучшение настроения, повышение активности, снижение тревожности обучающихся. Повысилась групповая сплочённость.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности программы «Гимнастика Мозга» при коррекционной работе с детьми как дошкольного, так и школьного возраста. Выполнять движения гимнастики мозга можно на работе и в классах, перед уроками, спортивными занятиями, экзаменами, со взрослыми, школьниками и дошкольниками. Положительные результаты занятий заметны практически сразу и возрастают в динамике занятий.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  2. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория, 2006.
  3. Фрумкина Р.М. Психолингвистика  - М.: Академия, 2001.
  4. Пол И. Деннисон Гимнастика мозга.-М.: Академсия, 1998.
  5. Сиротюк Л.А. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководстводля учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
Яндекс.Метрика