Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
joomla menu not working

Использование метода биологически обратной связи в работе по коррекции речевых нарушений

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития. Чем грамотнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем полноценнее и содержательнее осуществляется его психическое развитие и личностный рост, что является необходимым условием духовно – нравственного развития. Значительный рост числа детей с проблемами речевого развития, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных вызывает  необходимость комплексного подхода к коррекции речевого, духовно – нравственного, психического и соматического развития ребенка. Для преодоления проблемы используется метод биологической обратной связи.

Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: цвет, музыку, мультфильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, занимаются своим оздоровлением.

Коррекция речи с использованием метода БОС осуществляется в два этапа:

1.формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) – вырабатывается новый дыхательный стереотип;

2.обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формирование нового речевого и поведенческого стереотипа и нового функционального состояния организма в целом при равномерном выдохе под контролем максимальной дыхательной аритмии сердца и физиологической длительности выдоха.

Логотерапевтический метод БОС включает в себя несколько этапов:

1)                 диагностический – овладение техникой диафрагмально-релаксационного дыхания-дыхания животом (ДРД), 2-3 занятия;

2)                 формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 7-9 занятий;

3)                 работа над основными компонентами речи, 5-6 занятий;

4)                 формирование навыков слитной плавной речи, 10-12 занятий;

5)                 закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5-6 занятий.

Продолжительность основного курса коррекции речи и функционального состояния составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс по 3-5 занятий с интервалами в 3-6 месяцев. Индивидуальные занятия проводятся по дифференцированному графику.

Работа по формированию плавной свободной речи начинается с обретения ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длинным выдохом. Это необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох. От речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи. Неправильная речь затрудняет общение.

На выдохе вырабатываются новые навыки артикуляции, голосообразования, и только потом ребенок переходит к свободной речи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Первый этап

Обучение ребенка диафрагмально-релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. По форме сеанс построен так, что одновременно с выработкой необходимого типа дыхания происходит развитие представлений об окружающем мире. На мониторе компьютера постепенно вертикальными полосками открывается тематическая картинка. Каждый правильно сделанный выдох (при снижении частоты пульса) заставляет часть картинки открываться. И так далее, пока не откроется вся картинка.

Второй этап

Через 5-7 сеансов, когда ребенок начинает воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной  ДАС, нужно переходить к следующему этапу. Компьютерные игровые картинки ребенок открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становится меньше установленного нижнего порога. Это необходимо для подготовки зрения к последующему этапу – чтению речевого материала и формированию выдоха, на котором и будут прочитываться «про себя», шепотом и вслух сначала отдельные звуки, затем слоги, слова и фразы. 

Третий этап

Из речевого банка программы выбираются готовые речевые шаблоны и вносятся в специальное окно на мониторе, которое открывается только тогда, когда наступает фаза выдоха. Вдох-молчание, а на выдохе открывается речевой сюжет. Ребенок, читая вслух, произносит звуки, которые ему нужно отработать, а затем слоги и слова.

Четвертый этап

Когда освоены речевые навыки, можно переходить к следующему, более сложному этапу. На одном выдохе надо научиться произносить отдельные фразы. В специальном окне открываются (на выдохе) словосочетание или короткая фраза, которые надо воспроизвести, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа контролирует эту равномерность. Для будущей свободной речи это очень важный этап.

Пятый этап

На мониторе текст, разбитый на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен произносится на отдельном плавном выдохе для формирования навыков свободной плавной речи.

Когда этот этап освоен, и ребенок свободно владеет дыханием и произношением фраз и фрагментов текста на выдохе, следует переходить к формированию свободной, плавной интонированной речи.

Заключительный этап

Во весь экран монитора развернута тематическая картинка, по которой ребенок делает устное изложение. Фактически же он овладевает свободной речью, при чем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритмы дыхания и сердца.

В результате работы по методике БОС происходит отказ от патологических стереотипов дыхания, препятствующих полноценному всестороннему развитию личности. У ребенка формируется правильное дыхание, что обеспечивает ритмику всего организма, развивает самоконтроль и произвольность поведения. Правильная выразительная речь обеспечивает умение выразить главное  в  высказывании.

По словам А.В. Сухомлинского, «забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Учитель-логопед Акинина С.И.

 

 

Яндекс.Метрика