Программа развития ГБУДО ЦППС 2016-2020

Для слабовидящих:

Содержание

Паспорт программы…………………………………………………….. 3-4

Актуальность программы……………………………………………….5-6

Концепция программы…………………………………………………..7-9

Проблемно-ориентированный анализ………………………………….10-11

Этапы реализации……………………………………………………….12-15

Ресурсное обеспечение реализации программы……………………….16

Ожидаемые результаты. Система оценки и контроля………………....17-18

Тезаурус…………………………………………………………………...19-20

Паспорт программы

  1. Наименование программы:

Перспективная программа развития образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогического сопровождения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы.

  1. Основания для разработки программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  • "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», принята Правительством Российской Федерации 11 октября 2012 года и утверждена распоряжением от 22.11.2012 № 2148-р;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р;

  • национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;

  • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Распоряжения Правительства от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»;

  • Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 г.г. «Петербургская школа 2020», Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р;

  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575);

  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от04.09.2014 г. № 1726-р;

  • Стратегии социального и экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355;

  • Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, протокол Коллегии Минобразования РФ от 10 ноября 2014 года № ПК-6 вн.

  1. Заказчик программы:

Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;

Образовательные учреждения района

  1. Разработчик программы:

Директор

Администрация

Педагогический коллектив

  1. Основные исполнители программы:

Директор

Администрация

Педагогический коллектив и медицинские работники

Учащиеся

Родители

Технические сотрудники

  1. Конечная цель:

Создание обновлённой модели центра, обеспечивающей комплекс условий для коррекции, реабилитации и развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Актуальность программы

Государственное бюджетное учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогического сопровождения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга функционирует в соответствии с Уставом, утверждённым 13.01.2016 года, как правоприемник Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. За предшествующие годы работы организована деятельность структурных подразделений центра, создана материально-техническая база, учебно-методический комплекс, накоплен опыт групповой и индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, налажено взаимодействие с ОУ района. Центр вышел на уровень стабильной работы по запросам населения. С каждым годом растёт востребованность группового и индивидуального сопровождения участников образовательного процесса.

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.

Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ – реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций.

Реализация этих принципов на практике привела к диспропорции когнитивного и эмоционального развития ребёнка, породившей массовые трудности обучения детей и явление школьной дезадаптации.

В Санкт-Петербурге обновляется служба сопровождения, способная реально оказывать помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении проблем ребёнка. Эффективность этой службы подтверждается следующими выводами:

  • содержание одного специалиста службы в год дешевле, чем обучение 2-3-х второгодников;

  • содержание одного специалиста службы в год в десять раз дешевле, чем содержание одного ребёнка в специальной школе для детей с девиантным поведением;

  • эффективная работа специалистов службы сопровождения может существенно влиять на сокращение специальных учреждений;

  • служба востребована – только в течение одного года в Санкт-Петербурге в неё обращается около 110 тысяч детей, педагогов и родителей (только специалистами нашего учреждения комплексная помощь в течение учебного года оказывается в среднем 8 тысячам участников образовательного процесса).

Необходимость разработки программы вызвана изменениями в российском образовании, потребностями развития района, актуальностью оптимизации образовательного процесса с целью сохранения личного превентивного ресурса и обеспечения условий для развития, становления и совершенствования личности каждого ребёнка. Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками. Программа намечает этапы создания оптимальной образовательной среды для формирования проактивной успешной личности, что отвечает задачам программы развития системы образования Адмиралтейского района.

В основе программы заложен принцип синтеза патогенетического и саногенетического подходов в психолого-педагогическом сопровождении (универсальная концепция развития личности «Цветок потенциалов» доктора психологических наук профессора В.А. Ананьева). Перспективность саногенетического направления связана с его большей универсальностью, так как предполагает подход «от здоровья», поддержание и развитие здоровья человека. Программы ведущих направлений, реализуемых специалистами, являются основой для формирования и развития личностных потенциалов и здорового образа жизни. Эффективный системный подход в организации психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя постоянно действующие мероприятия, планово встроенные в образовательный процесс. Возрождающаяся воспитательная система нуждается в новых подходах к её организации, учитывающих особенности конкретных образовательных учреждений.

Концепция:

Концепция развития образования ГБУДО ЦППС разработана с учётом основных направлений развития сферы образования Санкт-Петербурга, представленных в стратегических документах:

1. Обеспечение высокого качества образования на всех этапах обучения

2. Обеспечение доступности дошкольного образования

3. Обеспечение доступности услуг в сфере дополнительного образования детей

4. Достижение новых качественных образовательных результатов

5. Повышение эффективности деятельности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений

6. Обновление состава и компетенций кадрового потенциала сферы образования

7. Эффективное использование ресурсов дополнительного образования в интересах детей и молодежи, общества, города и государства

8. Выявление, сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей и молодежи

9. Самоопределение и социализация детей и молодежи

10. Развитие инфраструктуры системы дополнительного образования детей

11. Развитие организованных форм отдыха и оздоровления детей

12. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений

13. Продвижение опыта образовательной системы Санкт-Петербурга

В основе программы развития ГБУ ДО ЦППС лежит концептуальная универсальная модель развития личности «Цветок потенциалов» профессора В.А. Ананьева. Модель символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого обозначают взаимосвязанные потенциалы, отражающие различные аспекты душевного, телесного, поведенческого, социального, эмоционального и интеллектуального здоровья человека. Организованное в соответствии с данной концепцией психолого-педагогическое сопровождение позволит развивать личный превентивный ресурс детей. Личный превентивный ресурс представляет собой комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов, отлаженная работа которых обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие ребёнка, а, в последствии самореализацию.

Для достижения основной цели ГБУДО ЦППС выполняет функции психолого-педагогической реабилитации и коррекции, формирования превентивного ресурса личности ребёнка, а также взаимодействует с различными социальными институтами, занимающимися коррекционной и профилактической работой с детьми. Предполагается дальнейшее развитие системы обеспечения информационно-методического сопровождения специалистов, развивающих личностные потенциалы детей.

Исходя из вышеизложенного, разрабатываются характеристики для модернизации самого центра и его управляющей системы, обеспечивающиесоздание комфортной и безопасной развивающей образовательной среды.

Мы рассматриваем занятия с детьми при реализации программ и проектов как профилактическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни, а также коррекционно-развивающую, направленную на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий, что соответствует ФГОС.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем создание в рамках объективно данной ребёнку среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития. Для такого сопровождения характерно:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

  • помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, в освоении значимых и наиболее ценных методов познания, общения и понимания себя и других;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

Виды (направления работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • профилактика;

  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

  • консультирование (индивидуальное и групповое);

  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);

  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Основными принципами сопровождения ребёнка являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;

  • приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);

  • непрерывность сопровождения;

  • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

  • стремление к автономизации.

Основной задачей для осуществления модернизации является комплексный подход в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса с учетом охвата детей района работой по уровням образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.

Задачи уровня дошкольного образования:

  • Формирование представлений о здоровом образе жизни.

  • Создание условий для развитие высших психических функций.

  • Развитие сюжетно-ролевой игровой деятельности и социальных навыков общения.

  • Формирование психологической готовности к школе.

  • Развитие произвольного поведения.

Задачи уровня начального общего образования:

  • Создание условий для формирования ценностно-мотивационной структуры личности, направленной на здоровый образ жизни, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, позитивного отношения к собственной личности, освоение социальных норм и правил поведения.

  • Формирование произвольности познавательных процессов, развитие высших психических функций.

  • Формирование навыков бесконфликтного эффективного общения.

  • Создание условий для развития учебной мотивации.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи уровня основного общего образования

  • Формирование навыков здорового образа жизни,

  • Формирование системы формирование осознанного, -уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

  • Развитие навыков самонаблюдения и самоконтроля собственных эмоциональных состояний.

  • Создание условий для развития способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации.

  • Создание условий для повышения самооценки и уверенности в себе, снижения риска девиантного поведения.

  • Развитие высших психических функций, навыков познавательной рефлексии.

  • Развитие навыков продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, навыков эффективного разрешения конфликтов; развитие навыков совместной деятельности.

  • Формирование системы ценностных установок и ориентаций для ответственного выбора жизненного пути.

  • Формирование морально-этических установок и навыков целеполагания.

Задачи уровня среднего общего образования:

  • Развитие компетенций зрелой личности, мотивированной на здоровый образ жизни, формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, позитивного отношения к собственной личности.

  • Расширение когнитивного ресурса, развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.

  • Развитие навыков интеграции в социальное окружение, освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • Формирование системы ценностных установок и ориентаций для ответственного профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессии.

  • Формирование способности к самореализации, формирование сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; развитие способности к построению индивидуальной образовательной траектории.

  • Развитие навыков продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, умения эффективно разрешать конфликты.

  • Развитие навыков делового общения, умения логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе для самопрезентации.

Учебный план ежегодно составляется в соответствии с социальным заказом и по запросам образовательных учреждений района в рамках сетевого взаимодействия в аспекте комплексного подхода по уровням образования.

Управление Программой развития будет осуществляться как управление обновляемым набором проектов и программ. Управление выстраивается на основе программно-целевых принципов, ключевыми выступают следующие:

  • активная реализация всех уровней управления;

  • постоянный мониторинг и анализ выполнения программы, подотчётность и ответственность исполнителей за достижение цели программы;

  • внешняя экспертиза процесса и результатов выполнения;

  • публичное обсуждение планов и результатов, вовлечение заинтересованных партнёров.

Проблемно-ориентированный анализ.

Анализ деятельности показал, что за последние 3 года функционирования центра удалось достичь следующего:

1. В системе управления:

  • Создана модель управления.

  • Созданы условия для роста профессионального мастерства специалистов.

  • Успешно пройден лицензионный контроль в декабре 2013 года.

  • Сформирован стабильный коллектив профессионалов.

  • Уделяется внимание внутри- и межведомственному сотрудничеству.

2. В инновационной работе:

  • Нововведения в содержании образования:

Разработка и внедрение экспериментальных программ и проектов.

  • Нововведения в организации и технологиях:

Организация Консилиума специалистов центра.

  • Нововведения в формах, методах, приемах, средствах:

Разработка модели службы медиации.

  • Реализация проекта «Ответственное родительство».

  • Участие и победы в конкурсах регионального и федерального уровня.

3. В методической работе:

  • Разработаны типовые рабочие программы и методические рекомендации к их проведению.

  • Проведен мониторинг уровня профессиональной квалификации кадров.

  • Высокий потенциал кадров: от 23 до 58% педагогов-психологов и от 40 до 60% логопедов могут обучать других различным технологиям, которыми владеют, нет специалистов, не владеющих методиками группового тренинга, диагностиками.

  • Ежегодная организация региональной межведомственной конференции по вопросам комплексной помощи детям и издание сборника статей по её итогам.

4. В коррекционно-развивающей работе:

  • Создана система обмена опытом между специалистами.

  • Организована эффективная коррекционно-развивающая помощь учащимся.

  • Используются механизмы отслеживания качества образования.

  • Эффективная реабилитация девиантных подростков.

5. В профилактической работе и работе по социальной адаптации:

  • Проведена адаптация учебных программ и УМК к ним с учетом разных возрастных групп учащихся и запросам ОУ.

  • Создана система профилактической работы, работает группа волонтёров.

  • Активизировано сотрудничество с педагогами и родителями ОУ в рамках профилактической работы.

  • Создана система работы по проектам. Проект «Стиль – здоровый выбор» - победитель федерального конкурса в 2014 году.

  1. В административно-хозяйственной работе

  • 100% исполнение бюджета в течение последних 5 лет.

  • Ремонт фасада и замена оконных блоков.

  • Отсутствие замечаний по организации финансово-хозяйственной деятельности.

Вместе с тем анализ выявил целый ряд проблем, которые необходимо решить для достижения модернизации и создания новых условий и более высокого качества работы:

  1. В системе управления:

  • Недостаточное функционирование алгоритма взаимодействия специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями.

  • Недостаточно пропагандируется опыт специалистов центра на районном и городском уровне.

  • Отсутствие сетевого планирования работы с детьми группы риска.

  • Отсутствие лицензии на консультирование врачей-специалистов.

  • Отсутствие стратегического межведомственного альянса.

2. В инновационной работе:

  • Мало используются новейшие технологии психологической работы (интерактивные, кинотерапия, он-лайн-консультации, учебные минипроекты, эксперименты и т.п.).

  • Недостаточное внедрение электронного документооборота.

  • Отсутствие структурированной базы методических и дидактических инноваций.

  • Редкое участие в конкурсах на получение грантов.

  1. В методической работе:

  • Недостаточное обновление диагностического инструментария.

  • Низкий уровень мотивации участия в конкурсах педагогического мастерства.

  • Недостаточная организация супервизий.

  • Длительные в реализации по количеству часов рабочие программы.

  • Низкий уровень профилактики профессионального выгорания специалистов центра.

4. В коррекционно-развивающей работе:

  • Недостаток критериев оценки качества реабилитационно-коррекционной работы.

  • Отсутствие рабочих программ для основной школы по развитию правового сознания, профилактике жестокого обращения.

  • Отсутствие общей базы презентаций рабочих программ.

  • Не используется возможность организации групповой работы с детьми после индивидуального консультирования.

  • В распределении нагрузки специалистов на учебный год не предусмотрена возможность организации дополнительной группы по возникшему запросу.

5. В профилактической работе и работе по социальной адаптации:

  • Недостаточно оборудования для проведения полноценных занятий по здоровому образу жизни.

  • Относительно мало программ для основной школы (профориентация для 5-6-х классов).

  • При реализации программ не достаточен акцент на коррекции и развитии ценностно-смысловой сферы и потенциалов личности ребёнка.

  • Трудности в организации работы с родителями и педагогами.

  • Требуется разработка новых тем занятий в реализуемых программах, поднимающих актуальные вопросы современности.

6. В административно-хозяйственной работе:

  • Острая потребность в современной мультимедийной технике.

  • Устаревшие информационные стенды.

  • Отсутствие питьевой воды.

  • Последний косметический ремонт был в 2005 году.

  • Отсутствие материальной возможности проведения консультаций по Скайпу (нет ВЭБ-камер) и интерактивной работы на сайте.

  • Не создан реестр материально-технических требований и порядок их удовлетворения.

  • В бюджете постоянно не выделяются основные средства, средства на косметический ремонт, очень мало средств на расходные материалы.

Реализация программы развития ГБУДО ЦППС поможет решить проблемы и построить действующую модель психолого-педагогического сопровождения и оказания комплексной помощи большому количеству нуждающихся детей района.

Время реализации концепции – 5 лет: 2016-2020 годы.

Этапы реализации программы

1 этап (2016-2017 г.г.) предусматривает создание условий для обновления образовательного процесса в проекции на модель психолого-педагогического сопровождения, а именно:

  • коррекцию локальных нормативных актов в соответствии с новыми требованиями;

  • разработку алгоритма взаимодействия специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями;

  • подготовку материалов для PR-компаний специалистами центра;

  • планирование межведомственной работы с детьми группы риска;

  • лицензирование медицинского кабинета;

  • внедрение электронного документооборота;

  • обновление диагностического инструментария;

  • организацию супервизий для специалистов не реже одного раза в месяц;

  • коррекцию рабочих программ;

  • разработку критериев оценки качества реабилитационно-коррекционной работы;

  • составление рабочих программ для основной школы по развитию правового сознания, профилактике жестокого обращения, профориентация для 5-6-х классов;

  • мотивацию специалистов через эффективный контракт для организации групповой работы с детьми после индивидуального консультирования;

  • перераспределение учебной нагрузки для своевременного удовлетворения запроса ОУ на дополнительную группу;

  • использование средств экономии после проведения торгов на приобретение необходимого оборудования;

  • планирование мероприятий по повышению психологической компетентности педагогов и родителей;

  • разработка новых тем занятий в реализуемых программах, поднимающих актуальные вопросы современности;

2 этап (2017-2019 г.г.) предусматривает апробацию и внедрение мероприятий, разработанных на предыдущем этапе, а именно:

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями;

  • организация PR-акций с целью повышения информированности участников образовательного процесса в районе;

  • организация и проведение межведомственных семинаров, круглых столов, совещаний по психолого-педагогическому сопровождению детей группы риска;

  • комплексная медико-психологическая помощь детям с девиациями;

  • фронтальный контроль использования обновлённого диагностического инструментария специалистами центра;

  • супервизии для специалистов;

  • консилиумы по разработке рекомендаций к индивидуальному образовательному маршруту для особо сложных клиентов;

  • внедрение скорректированных и вновь разработанных рабочих программ для групповой работы с детьми;

  • мониторинг качества образования;

  • использование экономического стимулирования для групповой работы с детьми после индивидуального консультирования;

  • приобретение нового современного оборудования;

  • организация и проведение эффективных мероприятий по повышению психологической компетентности педагогов и родителей

3 этап (2019-2020 гг.) предусматривает анализ результатов внедрения обновлённой модели центра:

  • наличие комплексного подхода при реализации образовательных программ в ОУ района и при индивидуальном сопровождении детей;

  • наличие комплекса условий для коррекции, реабилитации и развития в процессе психолого-педагогического сопровождения;

  • наличие оптимальной образовательной среды, направленной на формирование здорового образа жизни.

На каждый учебный год при реализации программы развития будет создан перспективный план работы с указанием конкретных мероприятий.

Достижение поставленных целей и задач осуществляется с помощью разработанной Дополнительной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения общего образования.

Целью программы является обучение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

1. Развитие и адаптация детей к условиям обучения в массовой школе, в том числе детей с отклонениями в речевом развитии, когнитивных умений и познавательных универсальных учебных действий и конструктивных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.

2. Формирование ключевых компетентностей, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, с физическим развитием и укреплением здоровья

3. Снижение проявлений агрессивных и тревожных состояний у детей.

4. Профилактика асоциальных и девиантных форм поведения, развитие ответственности, учебной мотивации.

5. Реинтеграция в социум детей с отклонениями в поведении.

Категория обучающихся:

Дети дошкольного и школьного возраста, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и реабилитации.

Новизна образовательной программы:

Программа разработана на основе новейших исследований педагогов и психологов в области формирования аддикций и аддиктивного поведения, в области развития у детей и подростков социальных навыков и жизненных умений, а также с учетом передового отечественного и зарубежного опыта работы с детьми групп риска в соответствии с универсальной моделью развития личности «Цветок потенциалов» В.А. Ананьева.

Теоретические положения образовательной программы

Основанием для отбора содержания данной программы являются системно-деятельностный подход, научно-методические рекомендации по формированию жизненных навыков и комплекса качеств, образующих умение учиться, разработанные ведущими отечественными учеными-психологами, и концепция системной профилактики девиантного поведения проф. В.А. Ананьева.

Практическая значимость программы:

Программа ориентирована на практику работы с детьми в школах Адмиралтейского района и работы с детьми, направленными со всех районов города для прохождения курса реабилитации. Полученные на практических занятиях знания и умения помогут детям адаптироваться к условиям обучения в образовательной организации, преодолеть эмоциональные и поведенческие проблемы, реинтегрироваться в социальное окружение.

Ожидаемые результаты:

Формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, эффективно преодолевать жизненные проблемы и демонстрировать стереотипы здорового образа жизни.

Технология обучения:

В работе по образовательной программе предусмотрены следующие педагогические технологии: практические занятия, тренинговые упражнения, дискуссии, арт-терапевтические технологии, развивающий диалог, ролевые и деловые игры, критическое мышление, игровые технологии, французская мастерская, использование ИКТ, аппаратуры БОС, мини-проекты, мини-лекции. Обучение предусматривает следующие формы: индивидуальная работа, работа в малых группах, работа в парах.

Программа состоит из трех образовательных блоков - реабилитационно-коррекционного, коррекционно-развивающего, социальной адаптации и коррекции, и примерных рабочих программ по направлениям:

Реабилитация детей с аддиктивным и девиантным поведением;

Реабилитация девиантных подростков;

Реабилитация эмоционального благополучия;

Реабилитация социального благополучия;

Коррекция устной и письменной речи;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста;

Профилактика школьной дезадаптации;

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий;

Профилактика зависимого поведения;

Развитие регулятивных универсальных учебных действий;

Развитие личностных универсальных учебных действий;

Развитие навыков здорового и безопасного образа жизни;

Духовно-нравственное развитие.

Оценочные и методические материалы представлены в примерных рабочих программах.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН включает:

Реабилитационно-коррекционный блок

Коррекционно-развивающий блок

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Классы

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Классы

1.1.

Реабилитация детей, злоупотребляющих ПАВ

2.1.

Коррекция устной и письменной речи

1.1.1.

Комплексная модель психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с девиантным и аддиктивным поведением 13-132 час.

5-9

2.1.1.

Коррекция нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста, 25 час.

ДОУ

2.1.2

Коррекция нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста, 25 час.

1

1.1.2.

Учебная программа «Индивидуальной работы с детьми, злоупотребляющими ПАВ, нуждающимися в пролонгированной психолого-педагогической реабилитации»

5-9

2.1.3.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи (ОНР) 55 час.

ДОУ

2.1.4.

Коррекционная работа с детьми при общем недоразвитии речи (ОНР), 55 час.

1

1.2.

Реабилитация девиантных подростков

2.1.5. 2.1.6.

Коррекция речи при дисграфии, 40 час.

56 час.

2-3

4

1.2.1.

Коррекция девиантного поведения подростков, 16 час.

7-8

9

2.1.7.

Профилактика нарушения чтения 32 час.

1-2

2.1.8.

Профилактика дисграфии30 час.

ДОУ, 1

1.2.2.

Реабилитация гендерной модели поведения девочек-подростков «Из лягушек в принцессы», 12 час.

7-9

2.1.9.

Коррекция дизорфографии 55 час.

5-6

1.3.

Реабилитация эмоционального благополучия

2.2.

Развитие познавательных универсальных учебных действий

1.3.1.

Коррекция тревожности у учащихся НШ, направленная на реабилитацию эмоционального благополучия, 18 час.

1-2

3-4

2.2.1.

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы 10 час.

1-4

1.3.2.

Тренинг «Коррекция школьной тревожности», 12 час.

5

2.2.2.

Коррекция школьной дезадаптации, 15 час.

1

1.3.3.

Тренинг «Экзамены без стресса», 12час. (экспериментальная апробация)

9 и 11

2.2.3.

Развитие когнитивных умений (развивающие занятия по русскому языку, чтению, творческому мышлению по методике А.М. Ильина)

2

3

4

2.3.4.

Развитие высших психических функций в основной школе (планируется на 2016-2018 гг)

1.4.

Реабилитация социального благополучия

2.3.

Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста

1.4.1

Коррекция агрессивных состояний у подростков, направленная на реабилитацию социального благополучия, 16час.

7-9

2.3.1.

Развитие произвольных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста 24 час

5-6 лет

Согласование интересов – путь к эффективному разрешению конфликтов, 16 час. (планируется на 2016-2017)

9-11 кл

2.3.2.

Тренинг «Общение» 8 час.

5-6 лет

2.3.3.

Подготовим детей к обучению в школе, 17 час.

6-7 лет

Блок социальной адаптации и коррекции

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Классы

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Классы

3.1.

Профилактика школьной дезадаптации

3.3.

Профилактика зависимого поведения

3.1.1

Модель по созданию условий успешного обучения выпускников НШ в среднем звене "Переход", 20 час.

4

5

3.3.1.

«Перешеек» (учебно- профилактическая программа), 39 час.

8

3.1.2

Психолого-педагогическое сопровождение классов основной школы, 30-68 час

7

7-8

3.3.2.

Профилактика аддиктивного поведения «Перешеек-2», 8-80 час.

7, 8, 9

3.1.3.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку, 20 час

10 -

12

3.4.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

3.2.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

3.4.1.

Профориентация: профессиональное самоопределение, 16 час.

9-10

3.2.1

Развитие коммуникативных умений, 12 час

2 3 4

3.4.2.

Профориентация и перспективы развития, 9 час.

8

3.2.2

«Я –лидер. Формирование навыков бесконфликтного общения», 12 час

3-5

3.5.

Развитие личностных универсальных учебных действий

3.2.3

Развитие социальных навыков «МЫ», 12 час

6-8

3.5.1

Я хочу учиться, 10 час.

2-3

3.2.4.

Искусство общения, 10 час

7 8

3.5.2

Личностное развитие подростков с использованием методов творческого самовыражения, 14 час.

7-8

3.2.5.

Формирование классного коллектива «Дружный класс», 10 час.

10

11

3.6.

Развитие навыков здорового и безопасного образа жизни

3.2.6.

«Деловое общение» 6 час

10-11

3.6.1

Содействие развитию жизненной компетентности в начальной школе "Семицветик", 17 час.

3-4

3.7

Духовно-нравственное развитие и воспитание

3.7.1

Развитие навыков принятия решения «Мой выбор», 12

7-9

Развитие образовательной программы на период до 2020 года

Изменения и дополнения в образовательную программу обусловлены развитием образовательной системы Санкт-Петербурга, заказами образовательных учреждений основного образования, наблюдениями специалистов службы сопровождения.

Реабилитационно-коррекционный блок дополняется с 2016-2017 учебного года программой психологической готовности подростков к сдаче экзаменов ИГА и ЕГЭ «Экзамены без стресса», 12 часов, для обучаемых 9 и 11 классов.

В коррекционно-развивающий блок планируется включить программу развития высших психических функций в основной школе: развитие внимания, памяти, мышления. Разработка программ намечена на 2016-2018 годы.

Блок социальной адаптации, профилактики и коррекции дополняется тренингом для обучаемых старших классов, членов школьной службы медиации «Медиативный подход к разрешению конфликтов в образовательной организации», 16 часов. Разработка запланирована на 2016-2017 учебный год

Существующие программы постоянно обновляются новыми технологиями и актуальной информацией.

Ресурсное обеспечение реализации программы развития

  1. Кадры.

В течение реализации предполагается постоянное повышение профессиональной компетентности специалистов как внутри, так и вне образовательной организации.

  1. Материально-техническая база.

Предполагается постоянное обновление материально-технического оснащения, необходимого для повышения качества образования. Внедрение и использование современных информационных технологий.

  1. Методическое обеспечение.

Совершенствование, накопление и хранение информационно-методического материала.

  1. Информационные ресурсы.

Оснащение современными средствами связи – интернетом, оргтехникой, что поможет исключить работу в аварийном режиме.

  1. Финансовые ресурсы.

Выделение бюджетных ассигнований по социально-гарантированным нормативам, уровень которых должен позволить центру нормально функционировать. Привлечение дополнительных источников финансирования, которые позволят укрепить благополучие коллектива и будут направлены на решение социальных проблем.

  1. Имидж.

Формирование устойчивого позитивного имиджа центра, своевременное информирование об услугах, формирование понимания необходимости своевременной психологической помощи и поддержки населения. Повышение уровня организационной культуры. Стабильность, профессионализм.

В процессе реализации программы могут возникнуть риски:

  • внешние – возможность изменения законодательства, уменьшение финансирования, нестабильность социально-экономического положения, обусловленного кризисом;

  • внутренние – отсутствие мотивации родителей, низкая психологическая компетентность педагогов и родителей, отсутствие опыта программно-целевого управления изменениями и другие.

Минимизация рисков возможна при активной и профессионально построенной PR компании, увеличении фонда надбавок и доплат для реализации эффективного контракта, увеличении уровня материально-технического оснащения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты. Система оценки и контроля.

  • Создание современных инновационных проектов и программ, соответствующих социальным и психологическим запросам.

  • Уменьшение количества обучающихся, состоящих на учёте в ОДН, после занятий с психологами.

  • Адресная работа с детьми с ОВЗ, сиротами, детьми из малоимущих семей, детьми мигрантов.

  • Внедрение эффективных механизмов использования потенциала информационных технологий.

  • Реализация эффективных механизмов использования потенциала межведомственного взаимодействия.

  • Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей психолого-педагогическое сопровождение детей.

  • Повышение статуса специалистов центра.

  • Бюджетная поддержка востребованных и социально-значимых программ.

  • Определение направлений развития центра в зависимости от показателей социального и государственного заказа.

  • Соответствие материально-технической базы центра современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений.

  • Создание максимально благоприятных условий для развития личности обучающихся, то есть создание материально-технической базы для освоения технологий развивающего обучения.

  • Расширение связей, привлечение педагогов и социальных партнёров к образовательному процессу; совместное участие в конкурсах, соревнованиях, проектах и т.п..

Таблица показателей ожидаемых результатов:

п/п

Наименование показателя

Един. измер. (%)

Показатели эффективности по годам

Источник информации

2016

2017

2018

2019

2020

1

Удовлетворённость участников образовательного процесса качеством образования

Результаты анкетирования или опросов

2

Сохранение контингента обучающихся

Журналы индивидуального консультирования и журналы занятий по программам

3

Отсутствие жалоб на работу специалистов

Журнал регистрации жалоб

4

Создание условий для психолого-педагогического сопровождения

Ежегодный мониторинг готовности к проведению образовательного процесса

5

Доля специалистов, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию

Распоряжения Комитета по образованию

Тезаурус

  1. Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению (произвольное восприятие, произвольная память, произвольное внимание, представление, воображение, мышление, речь, сознание.

  2. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм (агрессивные действия по отношению к другим, неумеренное и регулярное употребление алкоголя, употребление наркотиков, курение, бродяжничество, попытки самоубийства).

  3. Когнитивные умения – проявление интеллектуальной активности, направленное на восприятие и опознание предмета или объекта внешней среды.

  4. Компетентность – наличие у человека знаний и умений в определенной области, позволяющих ориентироваться в тех или иных вопросах, принимать участие в разработке каких-либо проектов или принимать решения самому.

  5. Личный (индивидуальный превентивный ресурс – это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранить адаптационно-компенсаторные механизмы; отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создаёт условия для открытия им своей уникальной идентичности с последующей самореализацией.

  6. Мотивация – процесс формирования мотива, т.е. основания действий или поступков, направленных на удовлетворение потребностей.

  7. Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

  8. Психоактивные вещества – все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека.

  9. Психодиагностика – измерение психических процессов, психических состояний и свойств личности.

  10. Психолого-педагогическая коррекция – метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию развития личностных свойств. Психокоррекция понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели. Сюда же можно отнести и психотерапию. Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно — достаточно условно — классифицировать согласно особенностям основных подходов, среди коих выделяются:

1) подход поведенческий;

2) подход деятельностный;

3) подход когнитивистский;

4) подход психоаналитический;

5) подход экзистенциально—гуманистический;

6) гештальт—терапия;

7) психодрама;

8) подход телесно—ориентированный;

9) психосинтез;

10) подход трансперсональный.

  1. Психолого-педагогическая реабилитация – системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса. В медицине — восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения и применением иных специальных мер. В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр. В отечественной психологии медицинской были разработаны следующие принципы реабилитации психической:

1) партнерство — всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

2) разноплановость усилий — направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

4) ступенчатость — создание «переходов» от одного реабилитационного мероприятия к другому.

Актуальная задача реабилитации психической — разработка эффективных методов восстановления установок личностных, направленных на преодоление последствий болезни у лиц, перенесших нервные и заболевания психические, протезирование органов, тяжелые хирургические вмешательства, имеющих хронические заболевания, нуждающихся в психологической коррекции в случаях изменения жизненных стереотипов или социальной дезадаптации от длительного лечения, социальной изоляции, стихийных бедствий и пр. Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление реабилитации психической требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения — например, организация досуга, общения, диспансеризация. Развитие теории и практики реабилитации психической непосредственно связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, психологии клинической.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия психолога и учащихся, результатом которого является помощь ребёнку в разрешении проблем, которые у него возникают. Это особый вид помощи ребёнку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса.

  2. Психопрофилактика – формирование знаний, умений, навыков, отношений, которые будут предохранять, предупреждать возникновение каких-то отрицательных явлений у человека.

  3. Развитие ребёнка – целостное прогрессивное изменение организма, психики и поведения ребёнка, критерием которого служит адаптация к усложняющейся социальной и природной среде.

  4. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды.

  5. Социально-психологический тренинг – один из ведущих методов практической психологии, предполагающий активное социально-психологическое обучение. Представляет собой групповую форму психокоррекции, при котором основным инструментом воздействия выступает группа. Рассматривается и как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.